Группа компаний "Кит-Моторс"
Оперативная поставка комплектующих для двигателей Cummins и других дизельных двигателей ведущих мировых производителей.

"Таки не делайте мне мозги" или интересное о блоках управления Cummins

28.01.2017

До недавнего времени одной из самых передовых и перспективных систем подачи топлива, которая широко используется в современных дизельных двигателях, была система Common Rail. Компания Cummins, являясь один из мировых лидеров в сфере разработки дизельных двигателей, иду в ногу со временем, безусловно, не стала исключением.

Однако, стоит отметить, что современные мировые тенденции диктуют новые экологические требования в количеству вредных выбросов в атмосферу, вынуждая компании разрабатывать новые, более совершенные системы подачи топлива или усовершенствовать имеющиеся. Таким образом, к системе Common Rail добавили некоторые элементы, функцией которых является нейтрализация выхлопных газов с использованием мочевины. Но об этой системе более подробно постараемся написать в ближайшем будущем, а сейчас вернёмся к системе подачи топлива Common Rail.
Итак, основным отличительным принципам работы данной системы можно причислить следующие:

  • общая топливная магистраль (топливная рампа) для всех форсунок
  • давление, создаваемое топливным насосом, не зависит от оборотов двигателя, что положительно сказывается на запуске и последующей работе двигателя
  • контроль параметров работы двигателя осуществляется с помощью датчиков
  • управление подачей топлива осуществляет блок управления двигателем Cummins

Именно благодаря использованию электронных компонентов в системе управления двигателем получилось добиться высоких показателей мощности, экономичности и экологичности.

Кстати сказать, в англоязычном варианте блок управления двигателем Cummins звучит несколько иначе, а именно ECM - Engine Control Module (модуль контроля двигателя Камминз). Ни для кого не секрет, что в повседневной жизни эта деталь обрела несколько другое определение, более известное, как «мозги». Подобная аналогия с человеком отчасти уместна.

Какие же функции выполняют эти пресловутые «мозги»?

Ответ очевиден: «Они думают». Блок управления двигателем Cummins получает показания с имеющихся в системе датчиков и на основании этих показаний регулирует подачу топлива в цилиндры. Иными словами, даёт команду форсункам, в какой момент (в какой такт) и сколько топлива им необходимо подать.

Основными датчиками, которые используются в электронной системе подачи топлива, являются следующие:
  • датчик температуры охлаждающей жидкости
  • датчик положения коленчатого вала (датчик оборотов)
  • датчик положения распределительного вала (датчик оборотов)
  • датчик температуры и давления во впускном коллекторе
  • датчик атмосферного давления
  • датчик давления масла
  • датчик давления в топливной рампе

Блок управления двигателем Cummins для любого двигателя данного производителя поставляется с завода без прошивки, то есть в нём отсутствует программа, необходимая для запуска и корректной работы двигателя Камминз. Это связано в первую очередь с тем, что моторы даже одного семейства и литража могут иметь различное назначение и использоваться на разном типе OEM-оборудования, то есть могут быть установлены на разный вид техники. Это влечет за собой различные характеристики мощности и крутящего момента. Также в зависимости от типа техники меняется и интенсивность работы мотора под нагрузкой. Например, двигатель Cummins, установленный на самосвале, имеет весьма разноплановый спектр режимов. Это может быть как движение по трассе без груза, так и движение в полностью груженом состоянии в горку. Не стоит забывать также и про обгоны, которые сопряжены с резким ускорением, когда двигатель переходит в режим кратковременной интенсивной нагрузки. Противоположностью такой работы является монотонная и часто круглосуточная работа дизельной генераторной установки (ДГУ). Именно поэтому программы, осуществляющие управление работой дизельного двигателя Камминз, могут иметь различия, несмотря на то, что на них применяется один и тот же блок управления двигателем Cummins. Таким образом, нам удалось разобраться, почему калибровка / прошивка Cummins – вещь индивидуальная для каждого конкретного мотора.

Прошивка блока управления Камминз осуществляется при помощи специального оборудования (кабели, адаптеры), которое известно среди инженеров как Inline Adapter Kit, и программы Insite. Комплексная диагностика, а также калибровка ECM / прошивка Cummins осуществляется сервисными инженерами с помощью программы Insite. Стоит отметить, что программа Cummins Insite имеет несколько уровней доступа: Insite Basic, Insite Lite и Insite Pro.

Уровень доступаCummins INSITE
BASIC
Cummins INSITE
LITE
Cummins INSITE
PRO
Основные функции
Только чтение ECM
Подключение без возможности калибровки
Полноценный функционал
Просмотр информации о поездке
V
VV
Детальный просмотр неисправности
VVV
Информационная системаVVV
Пошаговая информация по устранению неисправности
VVV
Просмотр настроек и параметров
VVV
Просмотр схем подключения
VVV
Просмотр данных о двигателе
VVV
Монитор данных / регистратор
VVV
Сброс информации о поездке
VV
Сброс кодов неисправностей
VV
Установка функций двигателя (включение / выключение)
VV
Настройка параметров
VV
Кодирование блока управления
VV
Создание шаблонов настроек
VV
Создание рабочих заказов / заданий
VV
Активация функции ZAP-It (снятие пароля ECM)VV
Запуск специальных функций
VV
Запуск диагностических тестов
VV
Чтение / извлечение файлов калибровки

V
Управление загрузкой и программирование, калибровка устройства, передача данных
V

В процессе эксплуатации двигателей с электронным управлением бывают случаи, когда блок управления двигателем Cummins / мозги Камминз полностью или частично выходят из строя. Симптомов превеликое множество, наиболее ярким из которых является нежелание двигателя запускаться. Причинами выхода из строя электронного модуля наиболее часто являются скачки напряжения бортовой сети, замыкания в проводке, неправильное соединение полярности аккумуляторной батареи, перегрев и воздействие влаги. При удачном стечении обстоятельств, блок управления двигателем Cummins / мозги Камминз удается восстановить. Дело в том, что при незначительных скачках напряжения ECM имеет шанс не пострадать, а вот прошивка Камминз может «слететь», поэтому для восстановления работоспособности двигателя необходимо просто перепрошить блок управления двигателем Cummins. Однако такой способ не всегда дает положительные результаты. Если, например, попытка перекалибровки / перепрошивки или даже просто подключения к мозгам не увенчалась успехом, значит мозги Камминз являются нерабочими и подлежат замене. Важный момент: в силу того, что любой блок управления двигателем Cummins поставляется без программы, перед его установкой на технику его необходимо запрограммировать именно под тот двигатель, на котором он в дальнейшем будет эксплуатироваться.

Выход из строя дорогостоящего электронного модуля происходит, как правило, внезапно.Чтобы хоть немного подсластить горькую пилюлю, заметим, что практически каждый блок управления двигателем Cummins подпадает под программу ReCon. Данная программа заключается в том, что, сдав неисправный электронный модуль (ECM), вы получаете скидку на приобретение восстановленного. Ремонт испорченных блоков управления двигателем производится в специализированном подразделении компании Cummins, которое находится в Мексике.

Наша компания осуществляет продажу и калибровку блоков управления к двигателям Cummins.
Каталожный номер Электронного Блока Управления (ECM)Замена каталожного номераМодель ECMМодели двигателей Cummins, на которых могут использоваться ECM
136547183619027CM400KТА19 / КТТА19 / KTA38 / KTTA38 / KTA50 / L10
249888204943133 / 4940518 / 4988821CM2150QSB3.3 / ISBe4.5 / ISBe6.7 / QSB4.5 / QSB6.7 / ISC / QSC8.3 / ISLe8.9 / QSL9 / QSK19/38/45/50/60
349217764921797CM850ISBe4.5 / ISBe6.7 / QSB4.5 / QSB6.7 / ISC / QSC8.3 / ISLe8.9 / QSL9 / QSK19 / QSK38 / QSK45 / QSK50 / QSK60 / QST30
452588895258888 / 5254591CM220ISF2.8 / ISF3.8
534083033408300 / 3096662ECM C
L10 / M11 / N14 Celect Plus
643091753408501 / 3680509 / 3681404 / 3681405CM570ISM / QSM11 / ISX / QSX15
739905173944124 / 3945868CM550ISB3.9 / ISB5.9 / QSB3.9 / QSB5.9
836190373618046 / 3084473ECM B
L10 / M11 / N14 Celect
936840093683289 / 3682729CM870ISM / QSM11 / ISX / QSX15
103103533CM875ISM / QSM11 / ISX / QSX15
1149638074963808 CM876ISM / QSM11 / ISX / QSX15
1249544303408576 / 3942337CM552
QST30
1339346833933559CM556C8.3 / L10G
1449214113867743 / 3330511 / 3867401 / 3087122CM500QSK19 / QSK23 / QSK45 / QSK60 / QSK78
1540251034898112CM800ISBe3.9 / ISBe5.9
163949116CM554ISC / QSC8.3 / ISL / QSL9
1749954454995444
18 3944125 3991502 QSC8.3